Геката — богиня ночи, мрака, колдовства


 

Геката — богиня ночи, мрака, колдовства

Геката (E k a t h) · богиня мрака, ночных видений и колдовства. Считается  женским божеством — покровительницей некромантии.
В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодалимая» бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.
Благовония богини — белена, могильный барвинок, иногда смешанные с кровью жертвы.
Жертвоприношения — чёрные свечи и чёрные собаки.
Время проведения ритуалов — первый и третий час ночи в два последних и два первых дня Луны (дни Гекаты).
День Гекаты — понедельник.
Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.
Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.
Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трех дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.
Зловещая змееволосая и трёхликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира, Геката — ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодолимая» бродит среди могил и выпускает призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них и от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников — ужасная Эмпуса, способнае менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках  древнего изобразительного искусства.
В образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Артемиде и Селене.
Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — «богиней трёх дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.
С древних времён чтобы умилостивить и расположить к себе богиню колдовства и повелительницу призраков Гекату , ей оставляют сердца кур и медовые лепешки перед порогом своего дома.         Показательно то, что дары ей кладут именно на пороге, ведь дверь является границей, разделяющей  мир живых и мир мертвых. И хотя алтарь богине ставится в доме, её не очень хотят приглашать внутрь из-за ее отношения к загробному миру. Издревле люди любят и боятся ее одновременно, это связанно с ее двойственной натурой. 
    Чтобы призвать ее (считается, что она проводит свое время в основном в подземном царстве), в дни, посвященные Гекате (два последних и два первых дня лунного месяца) ночью на перекрестке трех дорог ей приносят в дар — мед, лук, рыбу и яйца, с жертвами в виде кукол (девочек-младенцев и ягнят женского пола).
Колдуны поздней античности также собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать почтение Гекате и ее слугам. Одно довольно зловещее обращение к ней записал  александрийский ученый Ипполит в «Философумене»:
«Приди, адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение».
Человек, решивший к ней обратиться, обязательно должен при себе иметь атрибуты, свойственные богине, чтобы не вызвать ее гнева. Самыми распространенными атрибутами являются волки, собаки, змеи, ключи, кинжалы, лампы, кнуты, а также растения: аконит, плющ  и обвитые плющом пихтовые ветки (раньше  такими ветками люди защищали себя от болезней и колдовства). 
Культовыми местами Гекаты считались  пещеры. 

    «… В ее руках три кнута власти, при помощи которых она управляет человечеством, временем и пространством. Лунный свет является магической субстанцией, связанной с великой Гекатой. Поэтому ее традиционно изображают держащей в руках светильник. Светильник подчеркивает, насколько велика  сила, которой она обладает. Именно поэтому в обрядах, посвященных Гекате, широко используются свечи, светильники и костры. Она владеет ключами от трех миров — мира живых, мира мертвых и водного мира. Ее сопровождают волки и собаки, в ее волосах змеи (иногда упоминают, что змеи у нее вместо волос, как у медузы)…» 
    На перекрестке трех дорог до сих пор устанавливают жертвенники и столбы с ее изображением…

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на http://www.dgareta.ru обязательна!

Поделиться в соц. сетях

0

Про dgarettaelen

Елена Кондрашова ( псевдоним Dgaretta Elena ) — Экстрасенс, эзотерик, медиум, телепат, мистик, маг, ясновидящая, яснознающая, яснослышащая, ясночувствующая, таролог, ворожея, нумеролог, целитель, эниолог, биоэнергет, космоэнергет, парапсихолог, психолог; Эксперт-диагност по методу академика В.М.Бронникова (дипломы Международной Академии развития человека); Член ассоциации Эзотериков России НИИЦ «Евразия», в 2013г., 2014г., 2015г. выбрана, как одна из лучших Эзотериков России, участница международного реестра Эзотериков России «Лучшие Эзотерики России» 2013г., участница международного реестра «Лучшие Специалисты народной медицины и эзотерики России» 2015г., поэт, писатель, певица, актриса, фотомодель и не только .