Ме́диум — чувствительное физическое лицо, которое, как считают последователи спиритуализма, служит связующим звеном между потусторонним миром и миром ныне здравствующих людей. Практика медиумизма используется также в эспиритизме, кандомбле, умбанда и других эзотерических традициях.
История медиумизма
История медиумизма, как считают спиритуалисты, нисходит к далекой древности. Одна из самых известных историй такого рода — ведьма Эндора, которая, согласно Библии, призвала дух пророка Самуила, чтобы позволить царю Саулу расспросить своего бывшего наставника о грядущем сражении.
Одна из первых книг, посвященных установлению контакта живых с умершими, «Dialogues with the Dead», была написана Джорджем (Первым бароном) Литтлтоном и издана в 1760 году. В числе «духов», упоминавшихся в этом трактате, были Пётр Великий, Перикл, «Североамериканский дикарь», Уильям Пенн и Кристина (королева Швеции).
Широкое распространение медиумизм получил в США и Европе после становления спиритуализма как формы религиозного движения — начиная с 1848 года, когда в Гайдсвилле сёстры Фокс вступили в контакт с невидимой сущностью в своем доме. В середине XIX века широкую известность такде получили медиумы Паскаль Беверли Рандольф, Эмма Хардинг-Бриттен и Дэниэл Данглас Хьюм. О медиумах и медиумизме много писал Аллан Кардек, который в 1860 году ввёл термин спиритизм.
По мере того, как к изучению феномена приступили серьёзные учёные, стали появляться сообщения о случаях массового мошенничества среди медиумов. Вместе с тем, многие из медиумов, которые время от времени разоблачались наблюдателями (например, Эвсапия Паладино) демонстрировали и явления, реальность которых подтверждалась независимыми наблюдателями, в числе которых были известные учёные (Оливер Лодж, Уильям Крукс, Шарль Рише и др.)
Изучение медиумизма
В Британии исследованием медиумизма, в частности, аспектов его, связанных с телепатией и ясновидением, занялось Общество психических исследований. Публикации в Journal of the Society for Psychical Research имели, как правило, критический характер, но в некоторых случаях исследователи признавали факты подлинного медиумизма и реальность демонстрировавшихся на сеансах паранормальных явлений.
В университете штата Аризона на факультете психологии была организована специальная исследовательская программа VERITAS в лаборатории по Изучению сознания и здоровья (Laboratory for Advances in Consciousness and Health) под руководством Гэри Шварца. Своей целью она поставила проверку утверждений, что какая-то часть сознания умершего сохраняет свою индивидуальность после смерти. Программа исследований VERITAS была одобрена академическим советом унивеситета.
Разновидности медиумизма
Различают два основных вида медиумизма: ментальный (трансовый) и физический.
Ментальный медиумизм
Ментальный медиумизм подразумевает возможность общениями духов и медиума посредством телепатии. При этом медиум «слышит», «видит» или «чувствует» информацию, которая передается ему духом-посредником и в свою очередь передает её присутствующим (которых именуют «заседающими» — «sitters»). К числу х способностей, требующихся для осуществления ментального медиумизма относятся ясновидение (сlairvoyance; как правило, подразумевает наличие «внутреннего зрения»), «яснослышание» (сlairaudience) и «ясночувствование» (сlairsentience). Последнее является наиболее распространённой формой медиумизма: принято считать, что с него начинается развитие «психических» способностей. Наиболее распространёнными разновидностями ментального медиумизма являются «прямой голос» (или «речевой медиумизм») и автоматическое письмо.
Речевой медиумизм
Последователи спиритуализма считают, что явление речевого медиумизма (другое его название – «прямой голос»: «direct voice») известно с древности. В доказательство тому они приводят «демона», с которым общался Сократ (Ф. У. Майерс называл эту сущность «глубинным пластом самой мудрости», который «общался с поверхностным пластом разума»), «голоса» Жанны д’Арк.
Пионером современного речевого медиумизма считается Джонатан Кунз, фермер из Огайо, который в своем домике начиная с 1852 года якобы получал сообщения, используя из оловянный мегафон, откуда исходили «голоса». Похожие явления (если верить, в частности, профессору Мэйпсу) происходили на сеансах братьев Давенпорт, причем биограф последних Р. Купер утверждал, что голос «Джона Кинга» он нередко слышал и вне комнаты, в дневное время, когда прогуливался с братьями по улице. О том, что в присутствии Мэри Маршалл (первого публичного медиума Британии), также звучали голоса Джона Кинга и других духов, свидетельствовал, в частности, доктор У. Г. Харрисон, редактор журнала «Спиритуалист». Каждый раз скептики в подобных случаях подозревали медиумов в чревовещании. Чтобы исключить подобные подозрения, Д. Д. Хьюм пытался сам говорить, когда «вещали» духи, утверждая, что «говорить и чревовещать одновременно — невозможно», и делал это убедительно.
А. Конан Дойль (утверждавший, что неоднократно слышал на сеансах несколько голосов одновременно), в числе современных речевых медиумов Великобритании упоминал Робертс Джонсон, Бланш Купер, Джона К.Слоана, Уильяма Феникса, миссис Дансмор, Ивена Пауэлла.
Физический медиумизм
Физический медиумизм в спиритуализме подразумевает энергетический контакт «духа» с миром живущих посредством медиума, в результате чего последний демонстрирует различные паранормальные явления: материализацию, аппорты, психокинез, левитацию и т. д.
К числу граничных медиумических явлений, сочетающих в себе признаки как ментального, так и физического медиумизма, относится, в частности, феномен «спиритической фотографии».
Фотографический медиумизм
В 1861 году гравёр Уильям Г. Мамлер из Бостона выставил на обозрение фотографии, которые, как он утверждал, помимо его воли содержали в себе нечто, явившееся из потустороннего мира. Феномен вскоре обрёл популярность и стал известен как «спиритическая фотография». Мамлер утверждал, что поначалу это происходило у него непроизвольно: он просто обнаруживал на своих пластинках «двойников» живых людей и какие-то загадочные фигуры, совершенно видеть их там не желая. По его стопам в Британии пошёл Томас Слейтер, причем (если верить некоторым последователям спиритуализма) его участие было предсказано в 1856 году на сеансе, который Слейтер проводил в Лондоне с лордом Бругемом и Робертом Оуэном. Ряд исследователей удостоверили подлинность фотографий: в их числе был натуралист сэр Рассел Уоллес, который писал в книге «О чудесах и современном спиритуализме»:
Первым и несомненным успехом было появление изображения двух голов на обратной стороне фотографической пластинки с портретом его сестры. Одна из этих голов, вне всякого сомнения, принадлежала лорду Бругему; другая, менее чёткая, изображала Роберта Оуэна, с которым мистер Слэйтер общался лично до самого момента его смерти.
По словам А. Конан Дойля, начиная с 1861 года появилось около 30 признанных медиумов психической фотографии, в том числе Хоуп, Хадсон, Паркес, Уайли, Бюге, Бурнель и Дюгид. Впоследствии, однако, стали появляться сообщения о том, что Мамлер занялся производством подделок, что значительно подпортило его репутацию и даже в какой-то момент стоило ему свободы. Мамлер, скончавшийся в полной нищете в 1884 году, описал свою карьеру в книге «Личные опыты Уильяма Г. Мамлера в фотографировании духов», экземпляр которой хранится в Британском музее.
Духи-наставники
В западном спиритуализме «духом-наставником» («Spirit guide») или «духом-связным» (spirit communicator) принято называть бестелесную духовная сущность, устанавливающую с медиумом постоянный контакт — как правило, руководствуясь благородными целями (для дачи советов, наставлений и т. д.). Термин дух-оператор (spirit operator) используется в отношении сущности, которая использует медиума в качестве энергетического источника.
В раннем спиритуализме в роли духов-наставников нередко выступали этнические индейцы. Одним из самых популярных персонажей спиритических сеансов XIX века в США был некто, именовавший себя «Белым ястребом» (любопытно, что в негритянских общинах того же рода, в частности, основанных Матерью Лифи Андерсон, активно действовал, «Черный ястреб»). Среди «наставников» были также древние китайцы и египтяне. Термин этот также употребляется иногда по отношению к «ангелам» и «духам природы»; в некоторых случаях (чаще всего в шаманизме) — даже к животным.
Медиум Элис (Алиса) Бэйли также описывала опыт общения с «духом», которого она именовала «тибетцем».
Критика медиумизма
При том, что не только последователи спиритуализма, но и многие учёные (включая тех, что работали в рамках ОПИ), утверждают, что истории известны как минимум несколько медиумов, демонстрировавших подлинные явления, в обществе и науке преобладает скептическое отношение к медиумизму. Статья об этом феномене в Encyclopedia Britannica делает акцент на том, что «…один за другим <спиритуалистские> медиумы уличались в мошенничестве, иногда используя трюки, заимствованные у сценических „магов“, с тем, чтобы убедить присутствующих в наличии у них паранормальных способностей». В статье отмечается также, что «…вскрытие широкомасшатбного жульничества, происходившего на спиритических сеансах, нанесло серьёзный ущерб репутации движения спиритуализма и в США задвинуло его на общественную периферию».
В числе тех, кто отрицает медиумизм, — как атеисты, так и теисты, которые — либо не верят в существование «духов умерших», либо отрицают возможность прижизненного контакта с ними посредством медиумов. В аргументации, выдвигаемой критиками медиумизма, упоминаются «самообман», «вмешательство подсознания», использование иллюзионистских трюков, фокусничество и подлог.
Серьёзные разногласия в трактовке медиумизма существуют между последователями спиритуализма и теософии. Мэнли Холл в книге «Оккультная анатомия человека», определяя разницу между ясновидением и медиумизмом, критикует последний:
Ясновидящий — это тот, кто поднял спинную змею в мозг и ростом своим заслужил право зрения невидимых миров с помощью третьего глаза или шишковидной железы. Ясновидящими не родятся: ими становятся. Медиумами не становятся: ими родятся. Ясновидящий может стать таковым после долгих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины; с другой стороны медиум, сидя в темной комнате или при помощи схожих методов, может прийти к результатам через несколько дней… Медиумизм для человека ненормален, тогда как ясновидение является естественным результатом и развитие духовной природы его.
Согласно Теософскому словарю Е. П. Блаватской:
…Верование в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума, — это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «Некромантией».
Явление медиумизма подвергала критике в своих письмах Е. И. Рерих:
…Пусть никто <…> не рассматривает медиумизм как дар, наоборот, это есть величайшая опасность и камень преткновения для роста духа. Медиум есть постоялый двор, есть одержание. Истинно, медиум не имеет открытых центров, и высокая психическая энергия отсутствует в нем… <…> Запомним одно правило – нельзя получать никаких Учений через медиумов. Е.П.Бл[аватская] всю свою жизнь боролась против невежественного отношения к медиумам. Существует много ее статей, посвященных именно описанию опасностей, которым подвергаются люди, посещающие спиритические сеансы без достаточного знания и сильной воли.
С точки зрения отдельных представителей христианства, способности медиума проявляются у людей одержимых бесами.
Разоблачители лже-медиумизма
В числе наиболее известных разоблачителей лже-медиумизма были исследователи Фрэнк Подмор из Общества психических исследований, Гарри Прайс (Национальная лаборатория психических исследований), а также профессиональные сценические маги-иллюзионисты Джон Н. Маскелайн (разоблачивший трюки братьев Давенпорт) и Гарри Гудини. Последний заявлял, что не имеет ничего против спиритуализма как формы религии, он лишь призван разоблачать шарлатанов, которые дурачат людей от имени этой религии.
Опасности медиумизма
Парапсихология рекомендует с крайней осторожностью проводить эксперименты с медиумизмом, считая, что, поскольку в этих случаях задействованны глубинные слои подсознания медиума, любая неожиданность в ходе сеанса может вызвать непредсказуемую реакцию и самые неожиданные последствия. В частности, — при том, что некоторые «материализации» ведут себя на сеансах подчас вызывающе-игриво, — физический контакт с ними может оказаться опасным.
Случай с Марией Зильберт
Эдальберт Авиан, автор биографии медиума Марии Зильберт, так описывает поведение последней после того, как он во время сеанса не удержался и (по собственному признанию) «приласкал» оформившуюся из её эктоплазмы девушку-“духа”:
Дверь открылась сама собой. На пороге стояла Мария Зильберт или, точнее, призрачное ее подобие. Она глядела на меня, и глаза ее горели зеленым светом. За эти несколько минут Мария заметно выросла: теперь она была на голову выше меня. Черты лица ее застыли, превратившись в безжизненно-серую угрожающую маску. Ее тело время от времени испускало электрические разряды, сверкавшие, как молнии. Я почувствовал себя неважно (тем более, что мучался еще и угрызениями совести) и попятился в гостиную. Медиум, передвигаясь как робот, последовала за мной. Она медленно приближалась к выключателю…
Авиан спасся бегством в одну из комнат и запер за собой дверь, однако несколько минут спустя впервые в жизни «…увидел процесс взаимопроникновения материи», который назвал «ужасным» зрелищем, «противоречащим всем законам природы»:
Я стоял, глядя на входную дверь, достаточно светлой окраски. Вдруг мне показалось, что посередине она стала полупрозрачной. В тот же момент сквозь нее стали проникать тусклые всполохи света. Я прыгнул еще на пару ступенек вверх, поближе к верхнему этажу квартиры, и присел на пол. Прозрачная часть двери стала теперь чуть темнее остальной поверхности, и сквозь нее проглянул женский силуэт. Затем на высоте примерно двух метров от пола показалась полуоформившаяся голова. Вспышки молний стали ярче и отчетливее. Дверь – моя единственная защита – явно становилась для них все более проницаемой. Затем разряды прекратились, последовала мощная вспышка, и медиум показалась в двери, но не в обычном виде, а как бы сжавшись в плоскость, сократившись на одно измерение. Тело ее словно оказалось в натуральную величину спроецированным на дверную поверхность. Я ошеломленно наблюдал за происходящим, не зная, бежать ли на верхний этаж или задержаться еще. Последовала новая вспышка. Мария Зильберт вышла из дверной плоскости и направилась ко мне. Тяжелые шаги гулко загрохотали по ступенькам. Ее лицо, искаженное еще более дикой, чем прежде, гримасой, было запрокинуто вверх. Я окончательно утратил самообладание и, перепрыгивая через четыре ступеньки, побежал на второй этаж.
Нандор Фодор отмечает, что рассказ Э. Авиана, служит своего рода «обратным вариантом» истории феномена, известного как «плоская материализация». Так, на сеансах, которые барон Шренк-Нотцинг проводил с медиумом м-ль Биссон, последняя, если верить присутствующим, материализовывала двухмерные фигуры, неоднократно фиксировавшиеся фотокамерой. Снимки этих пространственных изображений до такой степени напоминали газетные вырезки, что скептики не раз пытались разыскать издания, из которых они были изъяты. Впоследствии в парапсихологии возникло предположение, что такого рода пространственные «шаржи» есть не что иное, как умственные образы, сверхъестественным образом вынесенные разумом в пространство. С другой стороны (отмечает Н.Фодор) предположение о том, что не «дух», но медиум могла «ужаться» в плоскость, чтобы преодолеть материальное препятствие (как это якобы сделала Мария Зильберт), выглядит невероятным.
Медиумизм сегодня
Начиная с 30-х годов ХХ популярность спиритического медиумизма стала сходить на нет; на смену ему постепенно пришла техника ченнелинга, в настоящий момент ассоциирующаяся с традициями движения «нью эйдж». Медиумизм в традиционном смысле этого слова по-прежнему практикуется в сообществе спиритуалистических церквей, в частности, в рамках британской ассоциации National Spiritualist Association of Churches (NSAC).
Спиритуалистские церкви
В современных спиритуалистских церквях общение с умершиими входит в рутинную религиозную практику. Термин «сеанс» при этом используется редко: здесь чаще говорят о «приеме посланий». Как правило, такие заседания проходят не в затемненных комнатах, а в ярко освещенных церковных холлах или на открытом воздухе в лагерях спиритуалистов (таких, как Lily Dale в штате Нью-Йорк или Camp Cassadaga во Флориде). Как правило, «посланническая служба» или «демонстрации вечности жизни» (в терминологии служителей) проходят в открытом доступе для всех желающих. В некоторых церквях службе предшествуют целительские сеансы.
Помимо «духов», имеющих родственное отношение к кому-то из гостей или непосредственно к медиуму, иногда вызываются сущности, так или иначе связанные с историей данной спиритуалистской церкви. Примером последнего может служить «Черный ястреб» (Blackhawk), краснокожий индеец племени Фокс, который жил в XIX веке и был духом-наставником медиума Лифи Андерсон. В латиноамериканской религии Espiritismo, во многом родственной спиритуализму, сеансы называются «мессами» (misas). «Духи», здесь вызываемые, как правило представляются католическими святыми.
Известные медиумы
Акора, Дэвид
Алтеа, Розмари
Кук, Флоренс
Мадам д’Эсперанс
Эмма Хардинг-Бриттен
Эндрю Джексон Дэвис
Фокс, Кейт
Хикс, Эстер
Дэниэл Данглас Хьюм
Палладино, Эвсапия
Томчик, Станислава
Уоттэм, Джон
Вред контактерства
Ч.1. Что такое психизм.
Побеседуем о вреде контактерства,тому есть свои причины. Подобные вопросы вставали во все времена.
Так, на Востоке, в древности, медиумичных детей старались изолировать и воспитывать в духовной чистоте, чтобы оградить их от пагубных влияний. Но, несмотря на чистоту, никто из них не стал Адептом и не был принят в Святая Святых. Если же ребенок или взрослый уходил из храма на какое-то время, то обратно его не принимали.
Также постоянно разъясняли эти вопросы и Е. П. Блаватская, и Е. И. Рерих в своих трудах и письмах к ученикам, сотрудникам, ими уделяется достаточно внимания этой, крайне важной, проблеме.
Особенно остро этот вопрос стоит в наше время, когда подобные сообщества растут, как грибы после дождя.
«Контактерство» — это современное название психизма и медиумизма.
Тот, кому Светлая, Огненная мудрость, данная человечеству Учителями, близка и понятна, кто читает ее не только глазами, но и сердцем, — тот сумеет распознать возникающее перед ним добро и зло, тьму и Свет. Это относится не только к людям, но и к книгам, книжечкам, брошюркам, словно ливень хлынувшим на всех нас с начала 90-х годов ХХ века. Чтобы определить, что за информацию мы держим в руках, нужно не только много прочитать «светлой» литературы, но иметь развитое, воспитанное сердце, а значит, чувствознание, которое может помочь нам определить многое
Итак, что же такое психизм?
Этот термин иногда ошибочно трактуют, как признак высокого духовного развития человека.
Вот, что пишет Е. И. Рерих по этому поводу:
«Лица, имеющие психические способности, считают себя особо продвинувшимися на пути. Нет большего заблуждения, ибо психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития. Именно, все, похваляющиеся психическими явлениями, должны быть очень осторожны, ибо, как сказано в Учении, «психизм не есть духовное развитие», а ученик Света, служитель Иерархии, не имеет психизма. Его духовное развитие идет на духовных планах, недоступных психизму, и он идет, водимый побуждениями чувствознания. Слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов».
Кроме того, опасно то, что восприятие тонких энергий всегда сопровождается утончением организма. При этом, прежде всего, помогает очищенное сознание. Иначе непонимание ведет к очень опасным заблуждениям, так как люди склонны к утверждению в себе психизма, вместо высших огненных понятий. Дух человека, принявший это низшее качество за высшее, настолько вязнет в этом заблуждении, что иногда, даже при большом желании выйти на другие, высшие энергии, это ему не удается.
Нужно понимать, что область разного рода психических проявлений велика и многообразна, от самых высоких до самых низких форм. «Все, что не носит на себе печати духовности, все, что не имеет отношения к высшему плану, называется психизмом. …это и «выход в астрал», и так называемое ясновидение, яснослышание и т. д.»
К первой части добовляю выдержку из писем Е.И.Р.
“Преступно сейчас всякое попустительство и легкомыслие.Ближайшие сферы к Земле необычно уплотнились духами, насильственно отправленными(война, революция) в эти слои и жаждущими прикоснуться к жизненной силе, чтобы получить иллюзию жизни. Ведь то количество неуровновешанных людей, которое замечается сейчас повсеместно, часто есть следствие такого вампиризма или одержания.” Письма Е.И.Р.том 1
Хочу со своей стороны добавить следущую информацию из книги “МИР ОГНЕННЫЙ”:
“Уже много сказано о психизме, но, все-таки, недостаточно понят этот бич человечества.
Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все, задерживающие рост духа, энергии.
Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений.
С психизмом неизбежно расстройство нервной системы.
Кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Т
ворчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека орудием наплыва разных сил.
В силу ослабления воли, контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных, низших сущностей.
Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла” (МО.ч3.309)
Ч.2. Открытые центры – большая редкость
Целью Учения является правильный рост духа человека, а не выявление подобных ложных способностей. Также ничто механическое не сможет продвинуть человека по Высокому пути.
Даже близость людей, обладающих психизмом или медиумизмом, может быть опасна вследствие их неустойчивой ауры. А уж тем более плохо, когда подобные люди собирают вокруг себя всевозможные сообщества, внушая другим свою избранность, посвященность, водительство Учителем.
Распространяют среди людей послания, якобы полученные от Учителей. Тем самым вовлекая в свой круг легковерных, несведущих в этих вопросах людей, но очень охочих до чудес и других сверхъестественных явлений. Они читают подобную литературу, слушают выступления новоявленных «посвященных» и верят им, верят в них.
Да и как не поверить, ведь послание — от ”великого учителя“… А сердце молчит.… Либо его просто не научились слушать. Ведь работа над собой не проводилась, и сердце не воспитывалось. Оно не умеет — бедное — отличить добро от зла. А кумиры подобных легковеров могут уже находиться под одержанием. А с ними могут подвергаться опасности и особо внимающие таким людям.
Ведь, по своей безграмотной наивности, они искренне верят, что их кумира ведет Учитель…
Но в Учении сказано, как сложно идет работа Учителя с учеником над всеми центрами, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Учитель зорко следит за состоянием организма ученика и никогда не будет открывать один центр за счет другого.
В книге “Агни Йога” говорится, что “медиум это ладья без руля” и “постоялый двор для развоплощенных лжецов”.
Е. И. Рерих пишет:
“Поверьте, что открытые центры большая редкость, и Великие Владыки, стоящие на страже эволюции человечества, зорко следят с самого раннего детства за индивидуумами, которые завоевали себе право на открытие центров. Они посылают их в те условия, где они могут лучше развиться и проявить свои дарования…»
Механическое или автоматическое письмо также рассматривается, как некоторая степень одержания. И не имеет значения, знает ли человек, что он пишет, или рука сама по себе что-то пишет или рисует.
Мы ведь не знаем, кто с нами общается на самом деле. Это могут быть как безобидные и симпатизирующие нам, так и злобные силы. В подобных занятиях можно допустить такую силу, с которой потом будет не справиться. Все подобные общения происходят только с низшими слоями низшего астрального мира.
Е. И. Рерих говорит, что можно проявить сострадание к психикам и медиумам, но не увлекаться ими, и, прежде всего, не стараться видеть в них привилегированных существ.
Область психическая очень обширна в своем разнообразии, от самых высоких до самых низших проявлений. Проникновение в низшие слои Тонкого Мира доступно как психикам, медиумам, так и животным. Ведь животные гораздо больше нас видят, чуют и слышат.
Елена Ивановна приводит слова Люка Берга: “Ясновидение есть общая способность — собаки, идиоты и человек одинаково располагают ею”.
Можно даже отметить любопытный факт, что большинство медиумов и психиков (за редким исключением) не отличались высокими умственными способностями.
Воля медиума легко подчиняется одержателям, которыми кишмя кишат низшие слои Тонкого Мира; конечно, опасность в том, что такой человек не осознает своего подчинения.
Выдержка из письма Е.И. Рерих Рихарду Рудзитису (31.08.1936)
“Старые духи знают, чего они хотят, и обычно очень упорны в своих решениях и достижениях.
Также посоветуйте им не базироваться на видениях. Нет ничего обманчивее этих иллюзий Тонкого Мира при содействии низшего манаса.
Нужна дисциплина, нужна твёрдая узда на всех чувствах и годы тончайших наблюдений, прежде чем возможно правильно разбираться в видениях Тонкого Мира.
Следует со всею честностью и острою наблюдательностью и непредубеждённостью исследовать подобные видения, иначе мы сделаемся игрушкой жителей низших слоев Тонкого Мира.
Вот почему советуется всем записывать свои видения, чтобы была возможность с течением времени проверить их правильность и значение.
Но от записывания и наблюдения до безусловного принятия и руководства ими расстояние огромно.
Чаще всего обманчивы те видения, которые касаются нашей личности и непосредственного окружения.
При правильном развитии духовного прозрения видения захватывают семь кругов, или планов…
Видения, касающиеся личной жизни, становятся редкими.
Правильно, что низшие сущности нападают на плохо защищённые ауры, причём низший манас атакованных субъектов легко подсказывает желательный образ”.
Ч.3. Различие между медиумом и ясновидцем.
Менли Холл пишет в своей книге «Оккультная Анатомия Человека», что
«существует большое и очевидное различие между медиумом и ясновидцем. Обычный человек этой разницы не увидит. Но эти две фазы духовного развития разделены целым периодом человеческой эволюции.
Ясновидец тот, кто сумел «поднять змия» (спинной мозг) до головного мозга и своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза.
Ясновидец не рождается таким, он им становится.
Медиум же таким рождается, а не становится.
Ясновидец может стать таким после долгих лет, а иногда и воплощений строжайшей самодисциплины и упорного труда, тогда как медиум при небольшой практике может преуспеть в несколько дней».
«Невозможно приблизиться к Твердыне Света и приобрести истинные знания, не заботясь об очищении своего мышления и не думая омыть сердце в поте подвига самоотвержения. Опять-таки, все это говорится для сильных духом. Для слабых уже большая польза, если они, прочтя книги Учения, почуют в сердце некоторое тепло и повышенную вибрацию, которая, при повторных явлениях, может утвердиться и значительно очистить и укрепить их ауру», — пишет Е. И. Рерих.
«Всегда следует помнить, что Наше Учение никого не зазывает и никому не запрещает приходить и уходить свободно. Оно дается широко и не накладывает запретов.
Конечно, предупреждения даются, но не угрозы, и каждому предоставляется поступать так, как он хочет.
И, так как сокровенное остается для тех, кто доказал свою преданность принципам Учения на протяжении многих лет и во многих трудностях, то запреты и ограждения не нужны.
Дано всем, берите столько, сколько можете.
Но, конечно, берут мало, ибо даже брать высокое не научились».
“Свами Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом.
Поэтому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников.
Но для этого требуется не низшая сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам.”
“Очень мало тех, кто понимают, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в духовном синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга, или, как бы сказали восточники, дхармы.
Деятельное и, по мере сил, совершенное исполнение своей земной задачи обусловит истинный прогресс внутреннего человека.
Как говорит Кришна в Бхагавадгите, –
“человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)”.
Низший психизм и опасность медиумизма
ВЛАДЫКА БУДДА СКАЗАЛ,что мы не должны верить во что-либо сказанное лишь потому, что так было сказано; не должны верить традициям только потому, что они переданы с древних времен; ни слухам, как таковым; ни писаниям мудрецов по той только причине, что их писали мудрецы; ни фантазиям, о которых мы предполагаем, что они вдохновлены Дэвой (то есть кажутся нам духовным откровением); ни выводам, сделанным нами по некоторым случайным предположениям; ни в то, что определяется кажущейся необходимостью по аналогии; ни в то, что основано только на авторитете наших наставников или учителей. Но мы должны верить в писание, доктрину или утверждение, если наш собственный разум, наше сознание, их подтверждает. “Поэтому, – говорит Он в заключение, – я учил вас верить не тому, что вы просто слышали, а тому, что подтверждается вашим сознанием, чтобы затем действовать соответственно и сверх того”. (Тайная Доктрина, т. 3, стр. 401)Существует очень много организаций и школ, называющих себя эзотерическими, либо магическими, проводятся различного рода тренинги, в том числе психологами, с применением дыхательных техник (холотропное дыхание) и возвращением в мир подсознания. Перечислять можно очень долго, трудно среди такого разнообразия выбрать правильное направление, которое не приведет к ошибке и, как следствие её, к психиатрической лечебнице. Поэтому важно иметь представление о том, что есть на самом деле проявление низшего психизма и на чем он базируется. Возникновение психизма у человека связано с его стремлением к развитию психических способностей и сил, с развитием в себе запаса психической энергии. Что такое психическая энергия? На самом деле – это ВСЁ. Психическая энергия, как энергия Всеначальная – есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира. Психическая энергия есть дух святой, это синтез всех нервных излучений. Благодаря ей Христос исцелял слепорожденных и расслабленных, ходил по воде, усмирял бури и превращал воду в вино. Психическая энергия обладает свойством магнита, и многие будут удивлены, если узнают, что магнитные свойства и психическая энергия – движимы одной энергией.Влияние человека и его мощи – психической энергии на всё окружающее несомненно и огромно. Таким же способом можно намагничивать и воду, которая становиться целебной после оседания на ней психической энергии. Сегодня, сплошь и рядом, можно видеть эти явления в жизни, так как люди, используя различные техники, развивают эти психические силы, не задумываясь о способах и мотивах, для чего они это делают.
Как правило, в связи с развитием психической энергии самостоятельно, быстрыми способами, у человека развивается низший психизм, который приносит чрезвычайный вред для эволюции сознания человека, так как отбрасывает человека, у которого восстановились низшие психические способности, назад по эволюционной лестнице, иногда на несколько воплощений.
С психизмом неизбежно расстройство нервной системы. Кроме того, отрыв от жизненных реалий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается, пассивное состояние, делающее человека орудием разных негативных сил. Контроль ослабевает и усиливается притяжение низших сущностей.
Если рассмотреть это явление, используя знания темы «оккультное строение человека», то можно увидеть, что в данном случае, у человека очень сильно активизирован центр солнечного сплетения. Это приводит к низшему психическому видению через чакру манипуру, а задача эволюции человека – это поднятие энергий из центров, расположенных ниже диафрагмы, в центры – выше диафрагмы, а именно – в сердечный центр (анахата), в горловой центр (вишудха) и в головные центры (аджна и сахасрара). Таким образом, высшие психические способности можно развить только по мере раскрытия высших центров.
Истинный ясновидящий видит через третий глаз, который не является аджной и не является шишковидной железой, а формируется в результате возникновения сильного магнитного поля. Когда вибрация гипофиза и шишковидной железы достигает определенного предела, возникает сильное магнитное поле, и из эфирной материи под руководством Души, формируется третий глаз. Пока человек не достиг интеграции с собственной Душой, он не может стать высшим психиком, а, как правило, имеет развитый низший психизм, в результате которого развивается видение на астральном плане, но в сильно искаженном свете.
Это может привести к открытию канала на астральный план, и человек как бы вступает в контакт с Учителями, но Учителя пребывают не на астральном плане. Иерархия Света расположена на буддхическом плане, а контакты, в которые вовлекается психик, не более чем контакты с низкими по уровню сущностями, иногда даже более низкими по эволюционному развитию, чем сам психик.
Принимаемая информация вводит в заблуждение того, кто её принимает. Для того чтобы информация с астрального плана могла восприниматься без искажений, необходимо, чтобы чакры работали совсем по-другому, чем у среднего человека. Каждый центр, или чакра, составлен из трех концентрических колец, переходящих друг в друга, которые у духовного человека на послушническом пути медленно движутся в одном направлении, но постепенно ускоряют свое движение по мере того, как человек приближается к порталу посвящения и сознание его растет. При этом затрагивается центр чакры, вращение убыстряется и движение становится четырехмерным. Только в таком случае вращения вихрей чакр, возможно истинное восприятие с четырехмерного астрального плана. В обычных условиях нашего трехмерного мира человек не может ясно видеть и воспринимать четырехмерный план.
Истинные психические способности – это те, что позволяют установить связь с собственной Душой.
Одним их проявлений высшего является медиумизм, который тоже очень опасен. Спрашивается, почему?
Потому что ментальное тело при этом задействовано, т.е. Душа контролирует. Медиум – не бессознательный инструмент,не контролирующий ситуацию, а, наоборот, человек сознательно контролирующий себя, сущностей, фантомы, своё астральное тело, приведения, призраков .( Dgaretta Elena)
Методы общения с астральным планом, такие, как автоматическое письмо, непосредственный голос и информация — используются истинными учениками. Тройственная природа медиума сильно скоординирована, настолько, что его умом, руками и телом не может воспользоваться посторонняя сила(души мертвых) или существо – сущность. Автоматическое письмо, столоверчение и спиритические сеансы низкого порядка очень распространены сегодня и являются причинами нервных расстройств и безумия тысяч людей. Медиумизм – это просто-напросто искажение истинного вдохновения, прямое общение с мертвым и потусторонним миром.
Способность принимать медиумическую информацию – означает достижение такой стадии эволюции ума, когда человек осознанно и с пониманием находится под управлением собственного высшего «Я», Бога внутри – я есмь Любовь, своей Души, которая при истинном, прочном контакте может контролировать физический мозг, позволяя человеку постигать истину напрямую.
Этот контакт с Душой дает человеку способность говорить, передавать истину, писать без использования низшего ума. Но это активная, а не пассивная способность, требующая от человека сознательного выравнивания с собственной Душой, а не раскрытия своей личности перед любой случайной сущностью или призраком. Человек может контактировать со своим высшим «Я», только в моменты высочайшего устремления, только в результате длительной дисциплины и напряженной медитации. Высшие психические способности всегда связаны со служением человечеству и всей планете.
Если управляющий центр находится ниже диафрагмы, никакая магия невозможна. В таком случае человека контролирует животная душа, духовная же Душа волей-неволей недвижна. У медиумов связь между плотным и эфирным телами сильная, именно её усиление составляет различие между психиками и обычными людьми, не принимающими ничего, кроме того, что воспринимают пять чувств.
Задача эволюции каждого человека – это достижение интеграции между проводниками выражения Души. Сначала осуществляется интеграция между плотным и эфирным проводниками, затем они интегрируется с эмоциональным проводником, а затем и с ментальным, в результате чего формируется интегрированная личность, которую может использовать человек, как свой инструмент для работы и выражения её задач.
Все примеры шаманизма, практика Вуду и тому подобное – это шаг назад для современного развитого человека, так как здесь не может быть и речи ни о какой интеграции. Это проявление самый настоящего низшего психизма, и поэтому от этого надо уходить, а не искать этого, иначе – это будет шаг назад по эволюционной лестнице. Поэтому мы не должны вытаскивать из подсознания с помощью различных тренингов информацию, которую спрятала туда Душа, а наоборот, развивать своё сознание, как аспект Души, а затем и сверхсознание, идя правильным медленным путем, через ежедневную медитацию, духовное чтение и обязательно — служение человечеству, как средство выражения Души.
В подсознании скрыто то, что человек нарабатывал в прошлые эпохи, например – лемурийскую и атлантическую, и эти наработанные качества проявляются у современного человека автоматически, поэтому нет смысла к этому возвращаться. Есть одно очень важное эзотерическое правило: сделал шаг вперед — никогда не оглядывайся назад.
Из всего сказанного выше становится ясным, что неправильное развитие психической энергии, без самоусовершенствования, приводит человека к самоуничтожению. Эта высшая энергия дает или высшее благо, или полное уничтожение. Невозможно развивать самое высшее, что в нас есть, для целей низших, эгоистических и темных. Такое глумление над высшими дарами Космоса есть тягчайшее преступление против законов мироздания. Поэтому эти законы беспощадно уничтожают тех, кто недостойно обращается с этими дарами.
Поэтому важно уделять время для раскрытия своей Души, а значит, внутренней божественности. Важно понимать, что все практики хатха-йоги, интенсивных дыхательных упражнений, в связи со смещением фокуса сознания человечества на ментальный план, утратили для современного человечества свою актуальность. Всё, что раньше практиковалось посредством таких практик, ушло в прошлое. Сегодня приблизить свое сознание к Душе люди могут через медитацию, которая и есть Путь к Душе.
Но необходимо знать и то, что, медитация тоже должна быть правильно подобрана для каждого человека — соответственно его точке эволюции, уровню сознания. И осуществляется такой подбор не самостоятельно, а с помощью Наставника или Учителя, потому что медитация должна учитывать очень много факторов, вплоть до типа тела, которым обладает человек: либо это восточный тип, либо западный; либо его проводники выровнены, либо нет, и тому подобное…
Напоследок, хочется привести высказывание известного Посвященного Макса Генделя:
«Ни один истинный оккультист никогда не хвастается и не рекламирует своих оккультных сил, не продает эзотерических сведений, или уроков по такой-то цене за урок, или за курс; он также никогда не согласится на театральную демонстрацию. Его работа делается максимально скромно и с единственной целью – разумно помогать другим, без какой-либо мысли о себе» (Космогоническая концепция Розенкрейцеров).
«Урусвати знает, что человек приближается к Надземному Миру не столько рассудочно, сколько любовно.
Велика магнитная сила чувства любви, но, к сожалению, наука не оценивает значения такого магнита.
Любящий человек отвечает космическому закону притяжения, так он получает в той или иной мере особенности, присущие этому закону.
Человек обостряет прозрение и может преисполниться отваги, способствующей совершению подвига.
Также можно видеть, что и здоровье человека укрепляется, когда чувство его напрягается к возвышенному мышлению.
Заблуждение думать, что люди, подверженные так называемой истерии, могут особенно легко приобщаться к Надземному Миру. Они не могут приближаться к медиумизму, и Мы хотим иного приближения, здорового и целесообразного.
Совершенным путем будет любовь к Надземному Миру.
Невозможно без любви посвятить себя и тонкому познанию.
Невозможно только чтением достичь приближения, нужно напряжение воли, но такая воля может проявляться
только вследствие любви”
(Надземное, 736)
“Вы желаете знать, почему считается чрезвычайно трудным, даже совершенно невозможным общение чистых развоплощенных духов с людьми через медиумов или фантомов.
Я отвечаю:
1) вследствие антагонистических атмосфер, соответственно окружающих эти миры;
2) вследствие полного различия физиологических и духовных условий; и
3) потому, что эта цепь миров, о которой я только что говорил, не только эпициклоидная, но и эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, а два фокуса, которые никогда не могут приблизиться друг к другу.
Человек – у одного фокуса, чистый Дух – у другого.
На это вы могли бы возразить, но я не смогу ни помочь вам, ни изменить это. Но существует еще гораздо более мощное препятствие. Подобно четкам, составленным из чередующихся черных и белых бус, так же и эта цепь миров составлена из миров причин и миров следствий, последние – непосредственный результат, произведенный первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера причин (а наша Земля есть одна из них) не только не соприкасается с ближайшим своим соседом – высшей сферой причинности – и окружена ею, но в действительности отделена от нее непроницаемой (в духовном смысле) атмосферой следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой. Ибо одна активная, другая пассивная – мир причин позитивен, мир следствий негативен.
Это пассивное сопротивление можно преодолеть лишь при условиях, о которых ваши наиболее ученые спиритуалисты не имеют ни малейшего представления…”
(Учение Махатм. Раздел VII, Планетные Духи)
“Урусвати несет в себе огненность. В чем же заключается это ценное качество?
Некоторая огненность имеется в каждом человеке, но бывают особые огненные натуры, которые могут легко сообщаться с дальними Мирами.
Люди обычно предполагают под огненностью гневливость, раздражительность и вспыльчивость. Но эти свойства являются лишь земными.
Не в таких проявлениях нужно искать истинную огненность.
Она может быть заметна в общении с Невидимым Миром и в участии в Наших поручениях.
При этом не следует связывать огненность с медиумизмом.
Наоборот, при огненности сухи слизистые оболочки и эктоплазма не выделяется.
Очень отдельно стоит особенность огненности.
Огненные люди не чувствуют страха и не боятся проявлений Тонкого Мира.
Обычно люди страшатся каждого явления и в этом заключается их оторванность от Тонкого Мира, но без такой естественной связи не может быть и преображения жизни.
Мы всеми мерами спешим внушить людям бесстрашие”
(Надземное.44)
Информация собрана из прочитанного и интернета.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на www.dgareta.ru обязательна!